Махавир Джаянти: день рождения основателя джайнизма

Хотя наиболее убежденные последователи джайнизма полагают, что их религия существует ровно столько же времени, сколько существует сама Вселенная (то есть всегда), учёные датируют возникновение этого своеобразного учения шестым веком до нашей эры.

Первым джайном стал легендарный Махавира Джин, день рождения которого, Mahavir Jayanti, ежегодно отмечается его духовными наследниками. Их сравнительно немного в Индии, от пяти до шести миллионов человек, но в то же время они обладают довольно значительным влиянием как на местном, так и на общенациональном уровне.

Кем был Махавира?

При своем рождении (которое, как считают исследователи, произошло в 540 или 599 году до нашей эры) будущий основатель джайнизма получил имя Вардхамана. Его родители происходили из касты кшатриев (то есть воинов и царей). Как утверждается в некоторых источниках, их мировоззрение было сформировано предшественником Махавиры, аскетом Паршвой, который проповедовал отказ от всякого насилия. Это не могло не повлиять на Вардхамана. И хотя поначалу он вел жизнь, свойственную представителям его касты, в возрасте тридцати лет желание отыскать высший смысл вещей одержало верх.

Махавира проповедует перед царями

Махавира проповедует перед царями

Вардхаман отрёкся от мира, навсегда расстался со своей молодой женой и отправился в длительные странствия, во время которых ему не раз приходилось демонстрировать своё смирение перед лицом страданий, источником которых были и лесные звери, и злые люди, и просто суровые условия жизни. Медитация и пост позволили ему в течение приблизительно двенадцати лет этих испытаний достичь состояния «кевала», разорвав тем самым все связи с плохой кармой. После этого его и стали называть Махавира Джина, что обозначает «Великий Герой и Победитель». От слова «Джина» происходит и само название джайнизма.

Как считал Махавира, ни одному живому существу не следует причинять ни малейшего вреда. При этом он был уверен в том, что живыми являются не только люди, животные и растения, но и огонь, воздух, земля и вода. Махавира проповедовал также отказ от собственности, правдивость и целомудрие.

Торжественные церемонии

Представители обеих ветвей джайнизма, дигамбары и шветамбары, являются по современным представлениям аскетами, крайне далёкими от суетного мира. Поэтому их праздники лишены всякой пышности. Тем не менее в день Махавир Джаянти всё же проводятся некоторые публичные ритуалы. Одним из них является абхишека, церемониальное омовение статуй, изображающих Махавиру.

Как гласит легенда, впервые этот ритуал совершил сам Индра, царь богов, сразу же после рождения Вардхамана. Омовение было одним из тех событий, которое должно происходить в жизни каждого из так называемых тиртханкаров, то есть, пророков, проводников, ведущих за собой верующих.

Статую Махавиры устанавливают на колесницу и везут по улицам в ходе особого шествия. Внешне этот ритуал похож на поездку знаменитой колесницы Джаганнатхи, да и называется от точно также – ратха-ятра. Во время движения колесницы происходит декламация религиозных стихов.

Джайны

Одновременно в храмах организуется чтение молитв и медитация. Монахи призывают людей, собравшихся в обителях, к добродетели. В день рождения Махавиры каждый джайн обязан совершить какой-либо благородный поступок: помочь нуждающимся, дать еду голодным, спасти погибающее животное.  Кроме того, поощряется сбор пожертвований. Угощения во время празднования Mahavir Jayanti отличаются крайней скромностью, а наилучшим выбором считается соблюдение поста.

Многие джайны стараются во время этого праздника попасть в наиболее прославленные храмы, которые находятся в штате Гуджарат, в городах Палитан и Гирнар. Такое паломничество совершается ежегодно.

Другие новости по теме
Новости наших друзей

Оставить комментарий