Верховный суд рассмотрит вопрос о завещании на отказ от медицинской помощи

13 октября 2017 года

Верховный суд Индии будет рассматривать правомочность завещания на эвтаназию для своих граждан.

Вопрос добровольной смерти во всех культурах всегда стоял очень остро. И причиной тому — глубокая религиозность человека во всех странах и во все времена. Известно, что на планете Земля нет и не было ни одного народа за всю историю существования человечества, который вообще бы не имел веры в Бога. И это особенно хорошо понимают русские, которые даже в самые лютые времена гонений и запретов не прерывали свои духовные поиски, в какой бы форме они не проходили. Для индийцев с их мультирелигиозностью и тысячелетними традициями мыслить себя вне глобальной связи со Вселенной вообще невозможно — осознание того, что каждое твое действие имеет вполне конкретные последствия для тебя самого и для окружающих и вообще всё твое существование является результатом твоих собственных шагов в прошлом и миллиардом сплетений причин и следствий вселенского масштаба — всё это заставляет совсем иначе относиться к своей собственной жизни и к своей собственной смерти.

Но времена меняются и появление псевдорелигиозной, а по сути — безбожной западной цивилизации с её культом права приводит современные традиционные общества к рассмотрению таких вопросов, о которых пару десятков лет назад они и думать не думали — но теперь и им приходится решать: «Можно ли человеку дать умереть? Имеет ли он на это право?»

В 2011 году Верховный суд в силу сложившихся обстоятельств по делу одной пациентки по имени Аруна Шанбауг (Aruna Shanbaug) вынужден был впервые в истории Индии рассмотреть вопрос об эвтаназии. В марте того же года Суд принял историческое решение — пассивная эвтаназия в исключительных случаях признавалась в стране законной. То есть, в тех случаях, когда медики видели, что человек обречен и дальнейшее поддержание жизни в теле не дает никаких надежд на его выздоровление, в таких случаях врачи могут прекратить оказывать медицинскую помощь пациенту, дав ему возможность умереть естественным образом. Активная эвтаназия или преднамеренное введение препаратов, которые позволяют человеку безболезненно умереть, приравнивалось к самоубийству с помощью врачей и запрещалось законом.

Верховный Суд Индии

Журналисты перед зданием Верховного Суда Индии

Но вот спустя шесть лет, вопросы вокруг этой темы возникли вновь. В этот раз речь идёт о более сложной концепции с под названием «Living Will» (дословный перевод — «живая воля»). Это некая предварительная директива или проще сказать — завещание, которое пациент составляет заранее, будучи в трезвом уме и твердой памяти.  Такое завещание является юридическим документом и определяет тот тип медицинской помощи, который пациент желает, или наоборот, — не желает получить при возникновении крайних обстоятельств, когда он сам уже не сможет выразить свою волю. С одной стороны, такой документ должен упростить процесс принятия решения об эвтаназии, который сейчас представляет собой сложную процедуру общего обсуждения со стороны родственников и врачей. С другой стороны, как считает Верховный Суд, это даёт повод различного рода спекуляциям или даже принуждению и мошенничеству со стороны «жадных родственников.» И вообще, не является ли такое завещание некой формой договора с врачами о самоубийстве или активной эвтаназии, которая запрещена в Индии?

По вопросу ходатайства одной некоммерческой организации о неизлечимом пациенте Суд считает, что следует подробнее изучить все аспекты такого завещания. Учитывая культурные, правовые и религиозные системы Индии, проблема может оказаться серьезней, чем кажется на первый взгляд. Также необходимо учитывать, что медицина постоянно развивается и то, что еще вчера было неизлечимым, сегодня уже может не является таковым.

Какое решение по этому вопросу вынесет Верховный Суд и станут ли подобные завещания общепринятой практикой в Индии мы узнаем позже. Будем держать вас в курсе событий — следите за нашими новостями.

Другие новости по теме
Новости наших друзей

Оставить комментарий