
А существует ли «индийское кино»?
Вопрос может показаться абсурдным — в Индии каждый год выпускается более тысячи полнометражных художественных фильмов, а первая индийская немая кинолента «Раджа Харишчандра» была снята ещё в 1913 году. Но так ли всё просто?
«Как в индийском кино!» — это выражение можно часто услышать как характеристику какой-либо острой, но счастливо разрешившейся человеческой драмы. Но разве в индийских фильмах всегда бывает счастливая развязка с радостными песнями и плясками? Отнюдь нет, есть немало фильмов и с трагическим финалом, и с неопределённостью в судьбах героев. В одном из самых известных фильмов Раджа Капура «Бродяга» герой в финале отправляется на три года в каторжную тюрьму — это разве счастливая развязка?
«Так бывает только в индийском кино!» — другое стереотипное выражение, обычно так говорят о разного рода неожиданных житейских коллизиях, судьбоносных совпадениях. Судья оказался отцом преступника; оболганный и изгнанный стал богатым, сильным и отомстил обидчикам; у подлеца, совершившего массу гнусностей, проснулась совесть и он раскаялся. Этого действительно много в индийских фильмах, но разве только в них? Не только мировой кинематограф — всё мировое искусство полно подобными сюжетными ходами, вспомним хотя бы «Графа Монте-Кристо» или «Овода»!
Наивность — ещё одна составляющая стереотипного понятия «индийское кино», и тоже не оригинальная. Разве не детской наивностью дышат многие голливудские фильмы? А отечественные «Кубанские казаки»? И совсем не за наивность индийскому фильму режиссёра Четана Ананда «Город в долине» присудили в 1946 году «Гран-при» Каннского фестиваля, скорее, наоборот, за реализм и социальную направленность, герои фильма — нищие обитатели городского «дна». А ведь существует, и признано самыми авторитетными западными кинокритиками, индийское «параллельное кино», или «индийский артхаус», со сложной психологией образов и острым взглядом на современный мир с его социальными и политическими проблемами.
Точно так же не выдерживают критики и многие другие черты, якобы свойственные индийскому кино. Легковесность, перенасыщенность музыкой и танцами, излишняя и прямолинейная назидательность, пестрота в кадрах — список можно продолжать, но по каждому пункту найдётся хотя бы один пример и в неиндийском кино.
Об индийском кино часто говорят как о культурном феномене, оригинальном, чисто национальном направлении в мировом киноискусстве. То есть о чём-то сродни йоге или аюрведе, сугубо национальном. Но так можно говорить лишь об уникальных явлениях в искусстве, таких как итальянский неореализм в кино или японский театр «кабуки» на сцене. А индийское игровое кино изначально создавалось по общемировым лекалам, его более чем столетняя история, в общем, типична для любого национального кинематографа.
Нетипичной можно, пожалуй, считать лишь потрясающую, ни с чем не сравнимую любовь индийцев к этому виду искусства. 14 миллионов посещений кинотеатров в день — это невероятно даже для такой большой и густонаселённой страны! Но разгадку такого феномена следует искать не в особенностях самого индийского кино, а в своеобразии индийского восприятия мира и загадочных, пока ещё не до конца понятных европейцам свойствах индийской души.
Словом, «индийского кино» не существует, что, как говорится, и требовалось доказать. Существует национальный индийский кинематограф, огромная индустрия с такой же огромной зрительской аудиторией в Индии и во всём мире. Сложное и многогранное явление, которое ещё миру ещё предстоит понять. Как, впрочем, и саму Индию, которая всё ещё остаётся загадочной страной, как говорили древние учёные, «на самом краю земного диска».
Андрей
04.03.2018 -
И все же есть нечто,чисто индийское,мне трудно сформулировать,какая то другая система ценностей,чем в западном кино,оно гораздо более деликатно в изображении интимных отношений, в нем нет культа разнузданной индивидуальности,можно сказать что оно «плохому не учит»(даже индийский жесткий и пессимистичный артхаус).В чем то оно похоже на ушедшее в лету советское кино.
rodmagaru
05.03.2018 -
Спасибо, друзья! С праздником всех индоманов! Про рекламу мне самой хотелось бы написать, точнее даже сделать подборку самых крутых рекламных роликов. Индийская реклама очень часто завоёвывает всевозможные международные награды, не потому что что-то особенное рекламирует, а потому — КАК рекламирует))) Энди написал(а): но очень уж хочется поделиться отрывком из статьи Светланы Жарниковой Ахаха:))) Я ждала этого, правда! 5+