Индийские бренды: Tata Motors

Автомобили производства индийской компании Tata Motors крайне редко встречаются на российских дорогах.

Многие водители вообще не слышали о таком бренде, хотя могли повстречать, например, эвакуатор «Амур», сделанный на базе одного из индийских грузовиков. Но не исключено, что эта ситуация вскоре изменится, поскольку Tata Motors сегодня занимает второе место в мире по объему производства автобусов и четвёртое – по выпуску грузовиков. В своей стране эта компания вот уже много лет остаётся безоговорочным лидером среди автомобилестроителей.

Ранняя история Tata Motors

Длительное время эта компания называлась TELCO. Эта аббревиатура расшифровывалась как Tata Engineering and Locomotive Company, что прямо указывало на первоначальную «специализацию» фирмы – производство железнодорожных локомотивов. Именно с этой целью еще в 1945-м году в конгломерате Tata Group было создано подразделение, выросшее сегодня в крупнейшего индийского производителя автомобилей.

Сам концерн Tata Group был основан еще в 1868-м году предпринимателем по имени Джамшеджи Насарванджи Тата. Этот человек вошёл в историю Индии как пионер индустриализации этой страны. Он же, что примечательно, стал первым индийским автомобилистом. В память о Тате назван город Джамшедпур, в котором, между прочим, находится один из заводов Tata Motors.

Как известно, Индия вплоть до 1947 года оставалась британской колонией. Это сдерживало развитие всех сфер национальной экономики, поэтому сразу после своего создания компания TELCO не могла производить технологически сложных изделий. Начинать приходилось буквально с нуля. При этом, однако, у компании имелся «крепкий тыл» в виде уже состоявшейся Tata Group, в распоряжении которой находились значительные финансовые активы, а также уже установившиеся деловые связи с крупными европейскими компаниями. Последнее обстоятельство позволило топ-менеджерам компании в 1954-м году заключить соглашение о партнёрстве с известной немецкой фирмой Daimler Benz AG. В итоге первым автомобилем, который был произведен будущей Tata Motors, стала копия немецкого грузовика. Освоение серийного выпуска заняло еще несколько лет, и в 1960-м году эти машины начали сходить с конвейера.

Тата-1977

Производство коммерческих автомобилей

Руководство компании TELCO, известной ныне как Tata Motors Limited, с самого начала придавало особое значение выпуску грузовиков, строительной техники, автобусов и прочих единиц автомобильного транспорта, предназначенных для использования в промышленности и бизнесе. Это направление работы и сегодня остаётся крайне важным. При этом вплоть до последнего десятилетия прошлого века не делалось никаких попыток создания обычного легкового автомобиля.

Во многом такая политика руководства Tata Motors объяснялась особенностями самой Индии. Подавляющее большинство населения страны долгое время не могло и мечтать о покупке собственного автомобиля. Поэтому и выпускать его было бессмысленно, а рассчитывать на внешние рынки, избалованные продукцией японского и  немецкого автопрома и вовсе не приходилось. Лишь после того, как в стране появился средний класс и начался плавный рост благосостояния, возникла потребность в личном транспорте.

Тата-1986

Первые легковые автомобили Tata

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось в Индии, наряду с прочими событиями, появлением автомобиля Tata Sierra. Эту уже можно рассматривать, как личное транспортное средство. У Sierra был «папа» — автомобиль Tata TL. Но он был пикапом и предназначался для перевозки небольших грузов, в то время как Sierra рассчитана и на перевозку пассажиров. Всё же этот автомобиль был скорее «многоцелевым», то есть можно было предположить, что его покупателями станут мелкие предприниматели.

Чуть позднее, в 1994 году, появилась пятидверная модель Tata Sumo. Этот автомобиль вновь был очень похож на легковой, но основным его покупателем стала индийская армия. Нельзя не отметить, что накопившийся к тому моменту значительный опыт производства коммерческих машин словно бы сковывал фантазию конструкторов TELCO. Возможно, именно по этой причине, объявив в 1996-м о проекте семейного автомобиля, компания длительное время не начинала никаких работ в этом направлении.

Лишь в 1998-м году покупателям была предложена модель Tata Indica, ставшая, возможно, самой знаменитой разработкой индийских автомобилестроителей. При этом нельзя сказать, что Indica стала каким-то небывалым прорывом в этой сфере деятельности. По своей динамике, мощности двигателя и удобству управления этот автомобиль довольно близок к ранним вазовским «десяткам». Дизайн Indica был для 1998-го года явно устаревшим и напоминал о 80-х годах. В Великобритании даже признали эту машину худшей за последние 25 лет. Всё это, однако, отступает на второй план перед тем фактом, что Tata Indica стал первым индийским автомобилем полностью самостоятельной разработки.

После трёх рестайлингов (в 2004, 2007 и 2012 годах) дизайн модели Indica существенно изменился и сегодня он отражает наиболее современные тенденции моды. Кроме того, в 2009 году началось производство Indica Vista, более продвинутой модели, которая имеет не так уж много общего со своим «предком». Эти автомобили позволили Tata Motors успешно выйти на внешний рынок не только в «коммерческом», но и в «пассажирском» секторе.

Tata Sumo Victa

Индийский «народный автомобиль»

В первое десятилетие двадцать первого века руководство компании Tata Motors увлеклось идеей создания сверхдешёвой машины, которая была бы доступной для каждого индийца. Результатом начавшихся разработок стало появление автомобиля Tata Nano, отпускная цена которого составляла всего только три тысячи долларов. Производству этой модели придавали большое значение не только в компании, но и в индийском правительстве.

Увы – несмотря на рекордную дешевизну, автомобиль Tata Nano оказался с коммерческой точки зрения неудачным. Как выяснилось, представители среднего класса отнеслись к этой машине с пренебрежением, если не с презрением, а для беднейших жителей Индии даже три тысячи долларов составляют совершенно неподъёмную сумму.  Тем не менее, выпуск Tata Nano всё еще продолжается.

Перспективные разработки

Создание целого ряда успешных легковых автомобилей, таких, как Indica, Sierra и Safari, принесло немалую прибыль не только Tata Motors, но и конгломерату Tata Group в целом. Это позволило заключить новые сделки и совершить ряд весьма ценных приобретений. В частности, был куплен один из заводов Daewoo, а также известные английские бренды Land Rover и Jaguar. В результате индийская компания получила доступ ко многим передовым разработкам в профильной отрасли.

На состоявшейся недавно в Нью-Дели выставке Auto Expo корпорация Tata Motors представила две перспективные модели – Tata 45X и Tata H5X. Это пока не серийные образцы, но предполагается, что производство их будет освоено в будущем году. Особенное внимание привлёк городской кроссовер Tata H5X. Многие использованные при его создании решения стали результатом творческой переработки идей, использованных ранее при производстве Land Rover Sport.

Следует упомянуть также о том, что Tata Motors подписала контракт на создание 100 тысяч электромобилей по заказу индийского правительства. Это соглашение может стать новым важным этапом развития компании.

Другие новости по теме
Новости наших друзей
1 Comment to “Индийские бренды: Tata Motors”

Оставить комментарий