Индийское кино в СССР: «Товарищ Бродяга»

«Отец индийского кино», «гений индийского кинематографа», «индийский Чарли Чаплин» — так режиссёра и актёра Раджа Капура называют во всём мире, однако для миллионов советских кинозрителей он навсегда остался «товарищем Бродягой».

23 сентября 1954 года в Москве, в Доме Кино, состоялся премьерный показ фильма Раджа Капура «Бродяга», первого индийского художественного фильма в советском прокате. С этого дня начинается короткая, но яркая история индийского кино в СССР.

Сказать, что «Бродяга» имел успех у советского кинозрителя — ничего не сказать. Это был самый настоящий триумф. Есть данные, что фильм «Бродяга» в СССР посмотрели 63 миллиона человек. Фильм прошёл по всем экранам Союза, реставрировался и повторно показывался четыре (!) раза, в 1959-м, 1965-м, 1977-м, и даже 1985-м году, когда уже родилось и выросло новое поколение кинозрителей. И при каждом повторном показе в кассы кинотеатров выстраивались огромные очереди. В Москве цена билетов на «Бродягу» у спекулянтов доходила до 100 «сталинских» рублей — немалые деньги по тем временам. Слова самой известной песни саундтрека фильма (всего их там 10!) «Awaara Hoon» перевели на русский, под названием «Авара я» («бродяга я») её исполнил популярнейший в СССР в 50-е годы азербайджанский певец Рашит Бейбутов, пластинка с записью песни разошлась моментально….

Через пару лет на советский экран ещё один фильм Раджа Капура, «Господин 420», снова с самим режиссёром в главной роли, и восторги вспыхнули с новой силой. Огромной популярностью стали пользоваться самодельные открытки с кадрами из «Бродяги» и «Господина 420», их нелегально печатали и продавали в поездах и на вокзалах. Самого Капура, несколько раз приезжавшего в СССР, советские граждане стали узнавать на улицах, но не как знаменитого режиссёра, а как киногероя, всеми любимого Раджа, иногда простодушно обращаясь к нему «товарищ Бродяга». Дошло до того, что однажды поклонники пронесли на руках автомобиль Капура от кинотеатра до гостиницы.

Raj-kapoor-and-nutan-in-anari-1959

«Господин 420»

Вслед за «Бродягой» и «Господином 420» в советском прокате стали демонстрировать другие индийские фильмы, других режиссёров — Бимала Роя, Мехбуба Хана, Яша Чопра, все — с неизменным успехом. Хотя это уже были не только захватывающие криминальные драмы вроде «Бродяги», к примеру, в фильме Бимала Роя «Неприкасаемая» поднималась острая для индийского общества тема межкастовых отношений.  А «Цветок в пыли» Яша Чопра, потрясший всю женскую киноаудиторию СССР, рассказывал с экрана старую, как мир, трагическую историю о двух влюблённых, разделённых стеной религиозных и иных предрассудков.

0 D5a8e 5e4992e3 Orig

«Цветок в пыли»

Успех индийского кино у советских зрителей в «чёрно-белый» период 50-60 годов объясняют по-разному. Чаще всего в качестве причины называют яркую красочность, музыкальность и танцевальность индийских фильмов, исходящий от них стойкий аромат экзотики. Это, как говорится, правда, да не вся. Если опять вспомнить «Бродягу», то там, вместе с танцами и песнями, показаны многие тёмные стороны жизни, да и сама фабула (брошенный ребёнок, ставший преступником) всё-таки не позволяет зрителю просто развлекаться музыкой и экзотическими пейзажами.

Следует вспомнить исторический фон той эпохи, в которую к нам пришло индийское кино. Недавно отгремела страшная война. В 1953 году умер Сталин, стал приходить народ из лагерей. Биографий, сходных с судьбами героев индийского кино, среди жителей нашей страны было с избытком. Но показывали их индийские режиссёры не через идеологические, политические и прочие призмы, а просто как человеческие истории. Этого как раз не хватало советскому кинематографу той поры. Позже, уже в 80-е годы, изменилось и само индийское кино, и отношение к нему советского зрителя. Но об этом — в следующей статье.

Владимир Царан.                      

Снимок бродяга

Другие новости по теме
1 Comment to “Индийское кино в СССР: «Товарищ Бродяга»”

Оставить комментарий