Касты в Индии и в Японии: концептуальная разница и неприятное сходство 

Два года назад в индийском штате Гуджарат начались беспорядки. Они сопровождались всем тем, что обычно происходит в подобных случаях: драки, уничтожение транспортных средств и анархия. Но наиболее ярким проявлением внезапного бунта стали сотни трупов коров, разлагающихся под жаркими солнечными лучами. Это малоприятное зрелище стало результатом забастовки «неприкасаемых», людей, традиционно дискриминируемых в Индии. И хотя пресловутая кастовая система была отменена еще в 50-е годы прошлого века, фактически её тяжкое наследие сохраняется.

Схожие проблемы наблюдаются в еще одной азиатской стране, Японии, многие жители которой и сейчас прилагают все усилия для того, чтобы жизнь местных «неприкасаемых», которых там называют буракуминами, стала как можно более тяжелой и мучительной. Говорит ли это о том, что кастовая система Индии и Японии выстроена по одинаковой схеме? Чтобы ответить на этот вопрос, придется обратиться к истории.

Варна и джати. Японские сословия

Кшатрии в Индии

Индийский воин из касты кшатриев

Говоря об индийских кастах, обычно упоминают брахманов (то есть священников), кшатриев (воинов и правителей), вайшьев (к ним относились скотоводы, торговцы, земледельцы) и шудр (рабочие и слуги). На санскрите каждое из этих сословий называется «варна», что обозначает «цвет». Такое разделение возникло не менее чем за полторы тысячи лет до нашей эры.

Значительно позже, в Средние века и вплоть до времен европейского Возрождения, в Индии активно развивалась система «джати», разделявшая людей, находящихся в составе одной варны. Как правило, такое разделение шло по профессиональному признаку. Система джати очень сложная и запутанная, так что общее количество «подкаст» просто невозможно подсчитать.

Принято считать, что наиболее привилегированной кастой средневековой Японии были самураи, за ними шли земледельцы, потом ремесленники и последними — торговцы. Это не совсем так, поскольку большинство самураев состояли на службе у так называемых «даймё», крупнейших землевладельцев. В целом эта система подчинения напоминала европейский вассалитет, а не индийское разделение на касты. Кроме того, самураем мог стать и простолюдин (это было очень трудно, но возможно). В то же время перейти из одной варны в другую индийцы могли лишь в будущей жизни.

Особое положение в Японии занимали сёгуны и императоры. Формально они считались находящимися над всеми кастами (император и вовсе называл себя «сыном Неба»), фактически же править они могли, только опираясь на один из кланов, образованный даймё. Таким образом, и в этом отношении японский феодализм оказался ближе к европейскому образцу (как известно, король Франции, например, вынужден был постоянно опираться на ту или иную группу могущественных феодалов).

Концептуальная разница и неприятное сходство

Буракумины- японские неприкасаемые

Буракумины- японские неприкасаемые

Основная причина, по которой кастовые системы Индии и Японии столь сильно отличаются между собой – это их происхождение. В Индии основой разделения стали древние религиозные представления, в то время как в Японии сословия складывались из-за стремления светских владык закрепить свою власть. Для достижения этой цели была использована конфуцианская философия, провозглашавшая, что каждому человеку надлежит заботиться о целостности общества и во имя этого сохранять свой социальный статус.

В чем обе системы кастового разделения оказались на удивление схожи – так это в стремлении к дискриминации «неприкасаемых», людей, выведенных за пределы каст. И в том, и в другом случае считается, что «парии» — это чужаки, потомки неких инородцев. Таким образом, речь идёт об удивительно стойкой ксенофобии. В Японии искоренить её не удаётся, невзирая на усилия властей, а в Индии, где когда-то за права «неприкасаемых» активно боролся Махатма Ганди, бывает и так, что выступления против «чужаков» поддерживаются политиками правого толка.

Другие новости по теме

Оставить комментарий