Рикши в Калькутте

Калькутта или как называют её индийцы с 2001 года, Колката — столица нынешней Западной Бенгалии, а в прошлом и всей Индии (бывшей тогда колонией Британской империи).

Город, несомненно являющийся интеллектуальным центром всей Индии, неразрывно связанный с именами Рабиндраната Тагора, Свами Вивекананды, Рамакришны, Матери Терезы. Город, известный своей величественной европейской архитектурой, оставшейся в наследство от колониального прошлого, своими великолепными дворцами, парками… Но, как и любой другой город в Индии, Калькутта – это город контрастов, где великолепие соседствует с нищетой, удивительная красота – с ужасающим безобразием, и столько противоречивых эпитетов, сколько есть у Калькутты, скорее всего, не имеет ни один индийский город: «Город дворцов» и «Черная дыра», «Жемчужина Востока» и «Куча мусора, выброшенная Богом» (по выражению Гюнтера Грасса).

Калькутта — единственный в Индии город, где еще работают рикши. Но не те повсеместно распространенные авторикши (или тук-туки), и не велорикши (рикши на велосипедах, к которым прикреплена повозка для пассажиров), а рикши, которые тянут за собой повозку с пассажирами или грузом, передвигаясь на своих ногах, и зачастую – босиком.

3 года назад мне удалось побывать и немного пожить в Калькутте. И одним из незабываемых впечатлений стал рикша…

002

После долгой прогулки по дворцово-парковым достопримечательностям Калькутты, а потом, по местному рынку, решила взять велорикшу, чтобы добраться  до отеля. Услышав за спиной звук колокольчика (совсем, как велосипедный звоночек), я обернулась. Индиец, сидевший рядом со своей повозкой, улыбаясь и позванивая колокольчиком в руке, приглашал меня к поездке. Не знаю, почему (вероятно от усталости и жары) я приняла его за велорикшу, даже не обратив внимания, что повозка была…двухколесной, а колеса были огромными! Каково же было мое несказанное удивление, когда этот человек схватился руками за оглобли и потащил за собой повозку!!! Наверное, невозможно передать всю ту гамму чувств, которую я тогда испытала!.. Это был настоящий шок! Было стыдно, я ощущала себя «белым эксплуататором», было страшно, так как мы ехали по довольно оживленным улицам, он мог столкнуться с машиной, он мог, в конце концов уронить повозку одним неловким движением… Было ужасно и то, что рикша работал босиком и мог поранить ступни… Однако рикше не было никакого дела до моих переживаний. Он выполнял свою работу, причем, профессионально. Ловко лавировал в тех местах, где движение было интенсивным, сигналя все тем же колокольчиком, разгонялся, переходя на бег (босиком!), да так, что только пятки сверкали, в более спокойных местах, чтобы прокатить меня «с ветерком».

Ну и на прощание, благополучно доставив меня до места и приняв оплату, рикша стал предлагать мне купить у него на память тот самый многофункциональный колокольчик-звоночек, висевший у него на руке… Всего за 100 (!!!) рупий…Ведь я была для него белым туристом, на котором можно дополнительно немного заработать. Обычно же рикши зарабатывают около 100-150 рупий в день. У моего рикши день был удачным – он заработал 100 рупий только за мою транспортировку. А если бы еще и колокольчик продал… Впрочем, наверное, можно было бы и купить… Ведь эти деньги идут исключительно на еду его семьи, как правило, многодетной. Кроме того, часть заработка рикша должен отдать за аренду повозки (около 20 рупий), и часть уходит на штрафы полиции (50-75 рупий), а оштрафовать могут даже за работу босиком, не говоря уже о каких-либо нарушениях правил дорожного движения.

001

После этого маленького приключения я стала обращать на них внимание, и увидела их на улицах Калькутты достаточно много: рикши возят не только пассажиров, но и грузы – продукты (овощи, фрукты, живых кур) и другие товары к магазинам, гостиницам, ресторанам по всему городу. Пеший рикша не передвигается на очень большие расстояния, но он всегда к услугам жителя или гостя Калькутты, если нужно проехать домой с рынка, если нужно отвезти ребенка в школу, а взрослого – на работу. Часто семьи нанимают постоянного рикшу для выполнения такой работы.

Правительство Западной Бенгалии уже давно пытается запретить труд рикш как жестокий, бесчеловечный, позорящий лицо города, но безуспешно. С 1945 года выдача разрешений на работу рикш была прекращена. С 1972 года рикшам было запрещено работать на главных улицах Калькутты, а в 1982 году властями было конфисковано и уничтожено около 12 000 повозок. В 2005-ом власти объявили о намерении полностью запретить рикш — к тому моменту их насчитывалось не менее 30 тысяч человек, которые в одночасье оказались без средств к существованию. Профсоюзы забили тревогу, организовав ряд протестов и поскольку власти не могли предложить этим работягам никакой альтернативы, рикши вновь вернулись на улицы. Их работа продолжается и по сей день, причем количество их не уменьшается.

Татьяна Дубровская

004

Другие новости по теме

Оставить комментарий