«Хождение за три моря» — первый советско-индийский фильм

50-е годы — время бурного развития советско-индийских отношений во всех сферах. Кино не стало исключением и в 1957 году, во время очередного визита в Индию советской правительственной делегации, было подписано соглашение о съёмках совместного советско-индийского фильма.

В качестве сюжета и основы для сценария было выбрано «Хождение за три моря» — путевые заметки тверского купца Афанасия Никитина, волею судьбы заброшенного  в XV веке в Индию. Эти заметки — первое достоверное историческое свидетельство европейца, лично побывавшего в Индии, прожившего там несколько лет и подробно описавшего государственное устройство, нравы и обычаи этой страны.

Инициатива экранизации «Хождения за три моря» (в индийском варианте фильм назывался «Pardesi» — «странник» на хинди) исходила от советской стороны, но была горячо поддержана индийскими кинематографистами. У всех на памяти ещё был триумфальный успех в советском прокате фильмов Раджа Капура «Бродяга» и «Господин 420», идея совместного фильма отлично укладывалась в контекст политических лозунгов того времени — «да здравствует нерушимая советско-индийская дружба!» и «хинди руси бхай-бхай!».

251574 Original

Советско-индийскую съёмочную команду возглавили два главных режиссёра: Василий Пронин, больше известный к тому времени своими научно-популярными фильмами, и его более маститый индийский коллега Ходжа Аббас, снявший к тому времени уже упомянутого «Господина 420» и считающийся одним из пионеров индийского «параллельного кино». Снимали «Хождение за три моря» студии «Мосфильм» и Naya Sansar. Над сценарием  фильма работал тот же Ходжа  Аббас вместе с известным советским кинодраматургом  Марией Смирновой.

Сценаристы постарались сохранить узловые моменты путевого дневника Афанасия Никитина, однако из-за скудности материала им пришлось в большей степени полагаться на собственную фантазию и знание истории своих стран. Особенно это касается той части сюжета, где действие происходит на Руси времён правления Ивана III, поскольку в записках Афанасия Никитина о событиях на его родине не говорится почти ничего. В целом сценарий и не претендовал на историческую достоверность, зрители была представлена красочная, широкоформатная панорама доколониальной Индии, где отдельные картины связаны между собой лишь фабулой путешествия.  Не обошлось и без традиционных атрибутов индийского кино — песен и танцев.

597554 Hozhdenie Za Tri Morya.avi 003138439

На роль главного героя был выбран Олег Стриженов, актёр ярко выраженного романтического таланта, кумир советских кинозрительниц в 50-е годы. Задача перед Стриженовым стояла сложная — история не сохранила не только ни одного портрета Афанасия Никитина, но даже сколько-нибудь связного описания его жизни.  Однако актёру удалось создать на экране образ мужественного и вместе с тем доброго человека, с интересом вглядывающегося в жизнь неведомой страны и с достоинством переносящего выпавшие на его долю испытания.

В сценарии нашлось место и для романтической линии — путешественник испытывает нежные чувства к бедной индийской девушке Чампе. В её роли снялась индийская кинозвезда Наргис, подруга и партнёрша по многим популярнейшим фильмам самого Раджа Капура.  Другая тогдашняя индийская кинозвезда, Падмини, исполнила в фильме роль придворной танцовщицы Лакшми, безуспешно пытающейся с помощью пения и чувственных танцев обольстить русского путешественника.

597558 Hozhdenie Za Tri Morya.avi 007433239

Фильм получился ярким, познавательным и по-настоящему добрым, причём создателям удалось раскрыть лучшие душевные черты сразу двух этносов, русского и индийского. Что лишний раз доказывает — доброта востребована во все времена и у всех народов!

Владимир Царан
Другие новости по теме

Оставить комментарий